И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Дружба имеет большое значение для человека любого возраста, но особенно она важна в детские годы. Дружба детей способствует всестороннему развитию личности: социальной компетентности, коммуникативных способностей, возможности выражения, самопознания, готовности к компромиссу. Друзья поддерживают друг друга, расширяют кругозор, дарят радость бескорыстного искреннего общения, сочувствия, единства, игры. Детская дружба также дает ценный опыт для взрослой жизни. Если ребенок в детстве научится общаться со сверстниками и разрешать конфликты, ему будет легче в дальнейшем строить свои отношения со взрослыми людьми. Те дети, у которых есть друзья, чувствуют себя принятыми в детский коллектив, что способствует формированию позитивной самооценки и способности доверять другим. Исследования показали, что дети, у которых был пусть даже один близкий друг, со значительно меньшей вероятностью будут испытывать чувство одиночества и депрессию во взрослом возрасте.

 

В разном возрасте дети по-разному относятся к друзьям и приятелям, дружба тоже проходит разные фазы роста и зрелости, служит разным задачам. Давайте рассмотрим особенности дружбы в определенные возрастные периоды.

 

Особенности дружбы детей 2-3 лет
До годика малышу нужны родители и прежде всего мама, о дружбе в этом возрасте речи не идет, младенцы просто не интересуют друг друга или воспринимают другого малыша как живую игрушку. А вот после годовалого возраста (или чуть раньше) они уже могут начинать взаимодействовать с другими детьми. Но это именно совместная возня или беготня. Дети могут весело смеяться, а потом драться за одну игрушку или посыпать друг друга песком. Дети в этом возрасте часто испытывают беспокойство, что другой ребёнок завладеет их игрушкой или вниманием родителей. Они играют рядом, но не вместе. Но контакты уже возникают: малыш может просить обменять игрушку у соседа по песочнице. Детям этого возраста свойственны эгоцентризм и чувство собственничества.

Советы родителям

  • Регулярно выводите малыша «в люди» (особенно единственных детей в семье). Позволяйте играть с разными детками. Наблюдайте, как складываются у него отношения. При этом не стоит специально сводить малышей и пытаться их подружить.
  • Если малыш ведёт себя эгоистично (что нормально в его возрасте), показывайте в игре, как можно поступать по-другому. Например, не отдавать свою любимую машинку, а обменять ее на время. Обвинения в жадности или эгоизме не конструктивны в любом возрасте, тем более, в дошкольном. Машинка-то малыша, и это факт. И ему решать, делиться ли свои «сокровищем», или нет.

 

Особенности дружбы детей 4-7 лет

В это время начинаются настоящие дружеские отношения между детьми. В детском коллективе они завязываются достаточно быстро и интенсивно. Младшие дошкольники чаще готовы назвать другом того, кто сделал им что-то хорошее ― угостил сладостями, дал свою игрушку. Пяти- и шестилетние дети обращают много внимания на совместную игру. После совместной игры новые друзья в этом возрасте легко забываются, если жизнь не сталкивает с ними снова. Настоящими друзьями становятся те дети, которые часто встречаются ― ходят в один детский сад, в одну спортивную секцию, живут рядом и часто гуляют вместе в одном дворе. В этом возрасте детям очень важна оценка сверстника. Это дома он самый лучший для мамы и папы, а в кругу других детей это уже спорный момент, который нуждается в доказательстве. Дети хвастаются интересными игрушками («смотри, какая у меня машинка!»), красивой одеждой («а мне мама купила новое платье!»), ценными навыками и умениями («а я могу вот так высоко качаться на качелях!») и жизненным опытом («а я была на море и плавала там на кораблике!»). Лишь к пяти-шести годам детям уже не так важно самоутверждаться перед другими, теперь им просто интересно играть.

Советы родителям:

  • В дружбе каждый ребёнок выбирает себе свою роль. В зависимости от характера вашего ребёнка направляйте его в отношениях с другими детьми. Напористого ребёнка-лидера нужно учить обращать внимание на чувства и переживания других детей, щедро хвалить за добрые поступки и заботу об окружающих. Застенчивому тихоне стоит рассказать об общепринятых правилах и ритуалах знакомства, чтобы ничто не застало его врасплох. Участвуйте в детских играх сами, ведь в вашем присутствии малыш будет вести себя смелее.
  • В этом возрасте ребенок уже должен уметь сознательно наладить контакт и постоять за себя. Поэтому нужно научить его правильным словам: как познакомиться, как и за что благодарить, извиняться, просить, отказывать. Малыш учится играть по правилам, давать свои игрушки другим и забирать их назад, соблюдать принцип «очереди», участвовать в ролевых играх типа автомобильных гонок или «дочки-матери». Ситуации для тренировки этих навыков будут возникать каждый день, и нужно учить малыша действовать правильно, самостоятельно добиваться своего, стоять за себя, но и не влезать в чужие границы.
  • В этом возрасте становится важна хорошая репутация у друзей, поэтому на площадке или в садике наши дети могут вести себя совсем не так, как дома. Чтобы не навредить репутации ребенка и не ранить его, не ругайте его при всех, не «зацеловывайте», держитесь рядом с ним уважительно, ребенок это оценит и будет благодарен.
  • Если случается конфликт – наблюдайте, пока ситуация не выходит из-под контроля. И только в случае драки или затяжного конфликта можно подойти к детям и выяснить подробности, помочь им разобраться в ссоре с позиций независимого судьи, не принимая чью-то сторону. Обсуждайте с ребенком сложные ситуации, поясняйте мотивы поведения друзей и проговаривайте мотивы поведения самого ребенка.
  • Объединяйте детей по интересам: гуляйте с детьми, с которыми ваш ребенок ходит на танцы или на рисование, вместе они учатся обсуждать увиденное и услышанное.

 

Особенности дружбы детей 7-10 лет
В школьном возрасте дети уже могут анализировать поступки сверстников и взрослых, что-то принимая, а что-то отвергая. Как правило, друзей они ищут среди детей со схожими интересами. Ребятам не только интересно вместе играть, они ходят в один и тот же кружок, делятся друг с другом интересными новостями, где-то соперничают в достижениях. Теперь дети уже полностью сами выбирают друзей, даже если родители считает их выбор «плохой дружбой». В этом возрасте дети в основном руководствуются личными симпатиями: они могут дружить с мальчиком или девочкой, который восхищает их своей ловкостью или веселостью, с которым интересно играть и общаться.

Советы родителям:

  • Часто бывает так, что не всех друзей своего ребёнка мы воспринимаем одинаково. Некоторые нам симпатичны, а другие наоборот ― отталкивают. Для начала нужно правильно поставить вопрос: вместо того, чтобы говорить «у моего ребёнка плохой друг», нужно говорить «этот мальчик мне не нравится». Узнайте друга получше и понаблюдайте, как он влияет на вашего ребенка. Может быть, он учится у друга-агрессора – стойкости и энергичности, у невоспитанного – независимости, а у жадного – бережливости. Стоит вмешиваться, только если вы замечаете нежелательные изменения в поведении своего ребенка в повседневной жизни.
  • Поскольку в этом возрасте контролировать дружбу ребенка все сложнее, чаще приглашайте его друзей в дом. Пока дети играют вместе, пьют чай и разговаривают, вы сможете понять, как вашему ребенку удается общение, стоит ли ему в чем-то помочь и кого он выбирает себе в друзья. В этом возрасте ребенка уже можно учить самостоятельно делать выводы, разговаривая о дружбе: друзья звонили или навещали его, когда он болел? Будут ли они дружить, если у ребенка не станет игровой приставки и т. д.?

 

Особенности дружбы в 11-16 лет
С 11 лет обычно начинается подростковый возраст, в котором возникает более выраженная потребность сопереживать и делиться сокровенным. Теперь отношение к другу становится особенным, именно подростки часто очень ревнуют друзей. Близкие друзья нередко становятся авторитетом. Именно в более «взрослой» дружбе подростки учатся осознавать свои потребности, а также соотносить свои и чужие переживания, интересы, цели и ценности. Подростковая дружба необходима ребенку для обмена эмоциями, ради духовного родства и ощущения принадлежности к полу, социальной среде. Теперь друзья становятся важны, прежде всего, для общения, а игра остается лишь дополнением к дружбе, а не её основой. И если вы спросите подростка, почему он дружит с этим человеком, то он назовет привлекательные качества друга: добрый, веселый, сильный, отзывчивый, честный, умный, смелый и т.д.

Советы родителям:

  • Главный принцип поведения родителей в этот возрастной период – уважительное отношение к ребенку и к его выбору, в том числе и к выбору друзей. В то же время родителям стоит следить за тем, в какой компании оказывается подросток. И если он общается с откровенно опасными людьми, то нужно своевременно принимать меры, чтобы уберечь подростка от неприятных ситуаций.


Возрастные особенности накладывают свой отпечаток на личность ребенка в целом, на все стороны его деятельности и взаимодействия с окружающим миром, людьми. Об этом нельзя забывать. Иногда родителям бывает трудно осознать, что один возрастной период их ребенка уже закончился, и начался другой, диктующий свои возрастные особенности, которые важно учитывать при общении с ребенком. Опытные психологи, работающие в нашем детском развивающем центре «Летиция», всегда готовы помочь родителям в решении самого широкого круга вопросов и проблем, возникающих в процессе воспитания детей. Самое главное вовремя осознать проблему и не откладывать ее решение на потом. Звоните, записывайтесь и приходите на консультации наших психологов!