И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Не все методы психотерапии, которые используются в работе со взрослыми, подходят для работы с детьми и подростками. Когнитивно - поведенческая терапия (КПТ) адаптирована для людей почти всех возрастных групп. Согласно когнитивной модели, наше восприятие различных обстоятельств управляет эмоциями и собственным поведением. Когнитивная терапия предполагает, что проблемы возникают главным образом из-за искажений реальности, основанных на ошибочных представлениях, которые возникают в результате неправильного научения в процессе развития личности. Когнитивно - поведенческая терапия — вид терапии, который помогает снизить или устранить неприятные эмоции и скорректировать негативные установки. В процессе этой терапии происходит: формирование новых социальных умений, овладение психологическими целями саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.п. К достоинствам этого метода относятся эффективность, научность, структурированность, целенаправленность. Ни одна другая психологическая школа не имеет такого количества исследований, подтверждающих ее эффективность.


Психотерапевты прибегают к методам, техникам, приемам когнитивно - поведенческой терапии, чтобы помочь справиться с:

  • тревожными расстройствами;
  • депрессивными состояниями;
  • нарушениями пищевого поведения;
  • паническими атаками;
  • фобиями;
  • обсессивно-компульсивными расстройствами;
  • наркотической или алкогольной зависимостью;
  • асоциальным поведением;
  • посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР);
  • приступами гнева;
  • нарушениями сна;
  • психосоматическими заболеваниями (колит, синдром раздраженного кишечника, гипертония, бронхиальная астма, головные боли и др.).

КПТ также дает хороший эффект, если возникают проблемы с общением и самооценкой, а также помогают победить перфекционизм и прокрастинацию.

Когда когнитивно - поведенческая терапия назначается взрослым людям, основную работу человек проводит самостоятельно. При работе с подростками и детьми нужна поддержка родителя или другого взрослого. Для выполнения упражнений КПТ требуются хотя бы минимальные умения анализировать события, собственные реакции и поведение, поэтому эта терапия эффективна для детей, начиная с 8–10 лет. Чтобы упростить понимание некоторых абстрактных понятий, в упражнениях с детьми можно использовать игровые элементы — иллюстрации, предметы, куклы. Когнитивно - поведенческие упражнения для детей, не достигших подросткового возраста, нужны в основном для того, чтобы ребенок научился понимать, принимать и безопасно проживать свои мысли и эмоции. Ребенок может выполнять упражнения с психологом или сам с помощью родителей. При этом взрослым важно быть вовлеченными в процесс — в силу возраста ребенок не сможет выполнять задания полностью самостоятельно, но при заинтересованных взрослых все получится.

Ниже мы рассмотрим некоторые техники, которые могут быть использованы для работы с детьми и подростками.

 

КПТ-упражнения для детей и подростков

Имитация
Психолог предлагает ребенку подумать и вспомнить, кто, по его мнению, мог бы достойно выйти из сложившейся ситуации. Это может быть реальный человек или вымышленный герой (книги, кинофильма). Как он бы себя вел, что именно сделал? Затем ребенку предлагается воспользоваться этим образцом. Дети склонны к имитации чужого поведения, поэтому у них легко получается «примерить» чужой опыт на себя.

Выявление эмоций
Взрослый помогает ребенку осознать и дать название (определить) свои эмоции. Затем важно показать, как связаны негативные эмоции ребенка с определенными мыслями.

Выявление негативных автоматических мыслей
Взрослый учит ребенка определять свои мысли. Для этого нужно прямо спросить: «Что ты думаешь об этом?» Большинство детей хорошо справляются с этим заданием. Следующим шагом будет создание альтернативных адаптивных мыслей. Это даст возможность ребенку заменить привычные негативные мысли о ситуации на новые адаптивные. Затем можно проследить с ним связь альтернативных мыслей с другими, более функциональными.

Когнитивная реструктуризация
Когнитивная реструктуризация заключается в изучении обоснованности мыслей и убеждений с помощью вопросов, которые помогают прояснить ситуацию. Формулируя ответ на вопрос, ребенок начинает сомневаться в обоснованности мысли, если она необоснованна, как часто бывает с негативными мыслями. В случае если автоматическая мысль полностью или частично обоснована, то необходимо перейти к другим методам решения проблемы.

Функциональное сравнение
Психологические проблемы часто возникают из-за необоснованного сравнения своих достижений с достижениями других людей. Ребенку предлагается сравнивать себя с самим собой в менее успешные периоды.

Похвальные дела
При депрессии и тревоге, а также других состояниях, сопровождающихся снижением самооценки, ребенка просят мысленно, а лучше письменно, отмечать все дела и поступки, которые достойны похвалы, даже если они кажутся незначительными.

Отвлечение и переключение внимания
Это вспомогательные техники, которые дают временный эффект, в тех случаях, когда не получается скорректировать отношение к ситуации. Для этого выясняются различные способы, которые помогли бы именно этому ребенку, переключить свое внимание от дисфункциональных эмоций и мыслей на другой объект. Затем внимание ребенка акцентируется на этих способах снижения эмоционального напряжения.

Поведенческий эксперимент
Поведенческий эксперимент - это действие, которое позволит оценить достоверность мысли. Например, у подростка есть убеждение «Если я попытаюсь с кем-то познакомиться, то никто не станет со мной общаться». Психолог предлагает ему попробовать предпринять несколько попыток начать общение. На случай если мысль подтвердится, заранее выясняют возможные причины этого. Если эксперимент подтверждает мысль, то при следующем обращении консультант вместе с подростком выясняет, какие могут быть причины произошедшего и ищут способы их устранения или возможность изменения отношения к ситуации.

Действия «как если бы»
В качестве домашнего задания предлагается попробовать вести себя так, как будто уже нет дисфункционального убеждения, а есть функциональное. Для этого предварительно задаются вопросы о том, как ребенок себя в таком случае вел. Например: если бы я был красивым, то ходил бы с высоко поднятой головой, не стеснялся знакомиться с новыми людьми, чаще бы ходил в гости и т.д.

Самораскрытие
Психолог или взрослый рассказывает о собственном похожем опыте и проблеме и о том, как ему удалось с этим справиться.

Принятие решения
Многим подросткам трудно принять решение. Они считают, что есть только одно правильное решение, которое им неизвестно. Для того, чтобы облегчить процесс принятия решения, сначала выясняются все возможные преимущества и недостатки каждого из них. А затем эти преимущества и недостатки ранжируются по значимости от 0 до10.

Улыбка
Каждое утро после пробуждения и каждый вечер перед тем, как идти спать, нужно подойти к зеркалу и как следует улыбнуться, несмотря на свое настроение, самочувствие и прочие моменты. Держать на лице улыбку не менее двух минут.

 

Эти упражнения когнитивно - поведенческой терапии могут помочь справиться с разными трудностями в детском и подростковом возрасте: тревожностью, страхами, неуверенностью и многими другими. Если своевременно научить ребенка упражнениям КПТ, то в будущем это поможет ему стать психологически зрелым, социально-адаптированным человеком, который умеет брать свои эмоции под контроль и достигать поставленных целей.

 

В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают опытные высокопрофессиональные психологи и психотерапевты, владеющие различными психотерапевтическими методами и приемами, в том числе и когнитивно - поведенческой терапией. При возникновении любых проблем, перечисленных в начале этой статьи, целесообразно проконсультироваться с опытным специалистом-психологом, прежде чем начинать самостоятельную психотерапевтическую работу с ребенком. В дальнейшем же возможна как самостоятельная психотерапевтическая работа с ребенком, так и с участием психолога в этом процессе. КПТ же, как психотерапевтическая процедура, хороша тем, что многие из ее упражнений полезно использовать самостоятельно в процессе воспитания ребенка.