И.А. Галкина (кандидат психологических наук)


Нередко родители обращаются к психологам с жалобами на агрессивное поведение собственных детей. Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она может служить и во благо ребёнку? Агрессивность и конфликтность являются одним из аспектов инстинкта самосохранения, необходимым для отстаивания своих границ и интересов. Однако если вовремя не объяснить ребенку, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный, поэтому очень важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы. Например, родители пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но они не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на них. Из этого гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях они будут ругать своего ребенка, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.


Агрессия бывает выражена по-разному, поэтому выделяют несколько ее видов.


Виды детской агрессии: физическая и словесная (вербальная).


Физическая агрессия проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.


Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.

  • Ребенок может проявлять агрессию по-разному:
    прямо (сделать больно, оскорбить);
  • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
  • символически (угрожать).

Это открытые проявления агрессивности у детей.

Но если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно упрямится и не хочет выполнять просьбы родителей и других людей, детей, отказывается идти на компромисс и т.п.

 

Проблема детской агрессивности и агрессии, в частности агрессивности у дошкольников, является сегодня одной из актуальных проблем. Исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие преодолению агрессивности.

 

Детская агрессия всегда имеет причины, и если их понимать, то и справиться с неадекватным поведением ребенка будет проще. Основными причинами, вызывающими агрессивное поведение детей дошкольного возраста являются:

  • Страх. Родители могут даже не догадываться, что ребенок чего-то боится или считают причину страха сущим пустяком. Игнорирование проблемы со стороны взрослых может привести к истерике.
  • Запреты. У авторитарных родителей малыш бывает «задавленным» постоянными «нет», «нельзя» и «надо». На ребенка кричат, в чем-то обвиняют или упрекают.
  • Защита границ. Ребенок отстаивает свою территорию, собственность или право быть собой.
  • Конфликты в семье. Ссоры между родителями или членами семьи вызывают страх, возмущение и, как следствие, агрессивные вспышки.
  • Стремление к независимости. Ребенок старается доказать свою независимость и самостоятельность, агрессивно выражая протест родительским указаниям или правилам.
  • Ребенок чувствует, что его не любят или даже ненавидят.
  • Копирует поведение окружающих детей.
  • Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  • Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Ребенок чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  • Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  • Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик.
  • Копирование поведения взрослых. Если родители регулярно ссорятся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от ребенка другого поведения. Стоит также обратить внимание на все окружение малыша. Телевизионные программы и постоянные компьютерные игры тоже вносят свой вклад. Так, что лучше тщательно контролировать, что происходит в помещении, где находится ребенок.
  • Фрустрация. Неумение добиться осуществления желаний быстро и самостоятельно зачастую приводит к вспышкам негодования и агрессии.

 

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни

Как вести себя при проявлении детской агрессии:

    1. Научить ребенка понимать свои эмоции и управлять ими. Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами. Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, плачет — и его тут же начинают стыдить. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Здесь действует такой закон: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
    2. Научиться родителям признавать свои ошибки и просить прощения. Родители должны быть готовы извиниться, если сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием. Чем раньше они признаются в своей ошибке, тем лучше, так как дети быстро перенимают у родителей правила поведения с другими людьми.
    3. Разрядить агрессию с помощью физической активности. Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».
    4. Научиться переключить внимание ребенка при агрессии. Здесь помогут несколько способов:
      - сильный сигнал, который озадачит ребенка, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
      - неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
      - предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    5. Давать оценку только поведению, но не ребенку целиком. Например: «Злиться – нормально. А бить сестру – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься».
    6. Находить вместе с ребенком такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение. Например: «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому», «Ты можешь сказать о своей злости словами».
    7. Сотрудничать с ребенком. Например: «Ты хочешь одно, а я - другое, давай вместе придумаем, как же нам поступить?».

 

Важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с вниманием и любовью. Признавая за ребенком право защищать себя, важно помогать ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

 


В нашем детском развивающем центре «Летиция» на занятиях по психологическому развитию опытные педагоги – психологи уделяют особое внимание проблеме детской агрессивности в дошкольном возрасте. Они учат детей распознавать у себя и окружающих признаки агрессивности, а также знакомят их с различными приемами и способами борьбы с агрессивным поведением. В «Летиции» также можно пройти индивидуальную психологическую диагностику наличия у ребенка той или иной степени агрессивности и получить индивидуальную консультацию по коррекции агрессивного поведения.