И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Дошкольный возраст позволяет удачно корректировать поведение ребенка, и очень важно не упустить этот момент. Работа по коррекции агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Дети должны научиться выражать свою злость безопасными способами и понимать, что есть иные методы привлечения внимания и проявления силы.
Психологи рекомендуют следующие простые способы для выплескивания негативных эмоций:

  1. Рвать на куски листик бумаги.
  2. Громко покричать в «мешок крика».
  3. Побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции.
  4. Периодически выбивать коврики и подушки.
  5. Бить боксерскую грушу.
  6. Проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь» и т.п.).

Также хорошо помогает арт-терапия и различные виды игр, на которых мы остановимся подробнее.

Арт-терапия

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.
Другой вариант рисунка используется, когда ребенок своей агрессией причинил вред другому человеку. После вспышки гнева следует дождаться, когда ребенок успокоится. Нужно попросить его нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было. Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, ребенок постепенно научится контролировать поведение, станет больше прислушиваться к чувствам людей.

 

Игры с водой

Для снятия агрессии рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. Переливать жидкости из одной емкости в другую.
  2. Кидать камни в водоем.
  3. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или в ванне.
  4. Плавание, посещение бассейна или аквапарка.
  5. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не выливалась, стоит использовать шторки и наливать половину ванны.
  6. Игра с мячом в воде.

 

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением.

  1. Просеивание песка через сито или мельницу с ситом.
  2. Закапывание в песок фигурок.
  3. Работа по строительству замков.
  4. Выкладывание картинок из цветного песка.

 

Совместные настольные игры

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них. В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

 

Групповые игры

«Злая кошка»
Игра направлена на снятие физической агрессии. Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч - это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения. Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (например, хлопок в ладоши, звон колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…» - и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг друга. Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкают друг друга. Прикасаться друг к другу тоже нельзя.

 

«Капризный ребенок»
Игра направлена на преодоление упрямства и негативизма. Дети, стоящие в кругу, по очереди показывают капризного ребенка (можно в обруче). Все помогают словами «Сильнее, сильнее….», затем дети разбиваются на пары «родитель» и «ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и в роли уговаривающего родителя. Практика показывает, что если организовать для детей регулярный курс игровых занятий, то каждый ребенок постепенно улучшает качество выполнения упражнений. При этом его эмоциональное состояние в реальной жизни становится более стабильным и позитивным.

 

«Маски»
Цель игры - научить выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме. Для игры нужны краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать пластырь.

 

«Снежки»
Игра способствует снятию мышечного напряжения, дает возможность в приемлемой форме выплеснуть свой гнев. Для проведения игры необходимо сделать «снежки» из ваты и бумаги (по 4 - 5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу. В «снежной битве» участники игры пытаются нападать и защищаться.

 

«Тух-тиби-дух»
Игра используется для снятия негативных эмоций. Текст ведущего: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами». В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

 

«Детский футбол»
Игра для снятия физической агрессии. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Вместо мяча используется подушка. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

 

«Брыкание»
Эта игра помогает выплескивать физическую агрессию и освобождаться от негативных эмоций. Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара. Чтобы малыш не стеснялся, лучше выполнять это упражнение вместе с ним.

 

«Злая игрушка»
Цель игры – научить ребенка понимать и контролировать свою злость. Ребенку можно подарить игрушку и сказать, что та обладает не слишком покладистым характером – злится, дерется, ругается, обижает и обижается. Нужно придумать и рассказать ее историю, а потом попросить ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй игрушкой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

 


Мы рассмотрели только некоторые наиболее простые и эффективные способы коррекции агрессивного поведения, которые родители вполне могут использовать самостоятельно со своими детьми. Есть и профессиональные методы и приемы борьбы с детской агрессией, которые целесообразно использовать вместе с опытным специалистом-психологом. Такие специалисты давно и успешно работают в нашем детском развивающем центре «Летиция», и они всегда рады прийти вам на помощь в решении различных проблем, связанных с поведением вашего ребенка.