И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Начало обучения в школе - один из самых важных моментов в жизни. От того, насколько благополучно ребёнок адаптируется к школьным, новым для него условиям, зависит, как комфортно ему будет учиться следующие одиннадцать лет. И если ребёнок в силу возраста еще может воспринимать происходящее как игру, то взрослые понимают, что школа — это большая ответственность. Здесь мы подготовили для родителей первоклассников ряд полезных рекомендаций, которые помогут детям легче освоиться в школе, а родителям снизить тревожность перед походом ребенка в 1 класс.


1. Получите информацию о школе
Большинство школ организуют «Дни открытых дверей». Для детей и их родителей такое мероприятие – хорошая возможность, чтобы познакомиться с директором, учителями и показать ребенку всё изнутри. Так ребенок будет иметь представление о том, что его ждет в школе, а это значительно облегчит ему привыкание к новой среде.

2. Поощряйте самостоятельность
Родители первоклассников иногда начинают чрезмерно опекать своих детей – ежедневно собирают им рюкзак, кладут сменную обувь, проверяют тетради. Вместо этого лучше дать ребенку больше свободы и самостоятельности, а самим вмешиваться только при возникновении сложностей. Например, можно повесить перед ребенком список или распечатанные картинки всего того, что нужно брать с собой. Пусть ребенок привыкает быть ответственным за свое обучение с первых учебных дней. Также в школе не стоит помогать ребенку одеваться. Лучше заранее потренироваться дома завязывать шнурки и надевать шарф.

3. Вместе планируйте распорядок дня
Когда ребенок знает, что ему нужно сделать и что от него требуется, уровень стресса снижается, поэтому важно вместе составлять планы на день и на будущую неделю. Можно делать план как рисунок или плакат, чтобы ребенку было интересно участвовать в его создании.

4. Вместе приготовьте школьные принадлежности
Выбор красочных тетрадей, пенала или цветных карандашей поможет ребенку думать о школе в позитивном ключе. Не стоит делать покупки в спешке, лучше, если ребенок сам выберет то, что ему нравится.

5. Напоминайте о правилах гигиены
Школьные туалеты отличаются от дошкольных туалетов тем, что они не примыкают к классным комнатам, а вход в них находится в коридоре. Стоит вспомнить правила пользования туалетом с ребенком, в том числе мытье рук, и обсудить, как он может уведомить учителя о необходимости сходить в туалет во время урока.

6. Говорите с ребенком про школьную жизнь
Качество общения с родителями очень важно для детей в любом возрасте, но особенно в переходные периоды жизни, к которым относится первый класс школы. После школы лучше всего спрашивать: "Как день прошёл? Что интересного узнал? С кем подружился? Кому помог?". Для детей, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, после школы можно задавать вопрос: «Что было хорошего?». Благодаря подобным вопросам, ребёнок ощущает заинтересованность и включенность родителей. Если ребёнку не терпится поделиться чем-то важным для него, то очень важно выслушать его – эти несколько минут смогут помочь разрешить проблемный вопрос (порой, который кажется смешным для взрослых, но катастрофическим для малыша). У детей есть проблемы, которые нам, взрослым, могут показаться абсурдными. Однако для ребенка они на данный момент могут быть непреодолимыми. В таких случаях детям обязательно нужна поддержка.

7. Познакомьтесь с другими родителями
Для того чтобы быть в курсе происходящего в школе, важно наладить контакты с другими родителями. Если есть родительский чат, нужно быть в курсе происходящего и вовремя реагировать на сообщения о жизни класса.

8. Учитывайте индивидуальность ребенка
Ребенок – отдельная, уникальная личность, и не является миниатюрной копией родителей, поэтому его реакции и поведение в первые дни в школе могут сильно отличаться от тех, которые мы помним из детства. Не стоит удивляться отличиям и требовать реакций, которые нам кажутся более логичными. Кроме того, ни в коем случае не следует сравнивать успехи своего маленького ученика с успехами других детей и приводить кого-то ему в пример. Лучше сравнивать его достижения «сегодня» с теми, какие были "вчера". Это поможет ребёнку поддержать самооценку, справиться со страхами перед учёбой и повысить мотивацию учиться.

9. Соблюдайте режим и следите за нагрузкой
Для начала первого класса характерны новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка, и в этот период очень важно позаботиться о том, чтобы ребенок смог отдохнуть после школы или просто выспаться. Многие первоклассники становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми в первые школьные недели, поэтому желательно первый месяц учебного года не нагружать ребёнка дополнительными новыми кружками и секциями.

10. Формируйте учебную мотивацию
От учебной мотивации зависит, с каким желанием ребёнок пойдет в школу. Любые попытки первоклассника познать что-то новое, не зависимо от результата, родители должны приветствовать, т.к. именно психологическая поддержка со стороны родных помогает ребёнку легче справиться с тревогой и страхом перед всем новым.

 

И родителям, и детям бывает намного легче адаптироваться к новой социальной ситуации обучения в школе, если ребенок до своего поступления в школу посещал занятия по подготовке к школе. Плюсов очень много: ребенок заранее привыкает к учебной дисциплине, домашним заданиям, бывает уже знаком с некоторыми детьми – его будущими одноклассниками, а иногда и с учителем, и с помещением школы. Не говоря уже о том, что на таких занятиях формируется общая готовность ребенка к школе, учебная мотивация, даются все необходимые знания, умения и навыки, помогающие ребенку стать успешным учеником в первом классе и не испытывать стресса. В нашем детском развивающем центре «Летиция» уже много лет успешно проходят занятия по программам «Психологическая подготовка к школе» и «Развитие учебных навыков», всегда пользующиеся особым спросом у родителей. Многолетний опыт показал, что у детей, которые занимались в нашем центре по этим программам, практически, не было сложностей в процессе адаптации к школе в первом классе – ведь для них во многом это было, как бы, продолжением их дошкольного обучения, к процессу которого они уже привыкли. Несколько новых факторов, появлявшихся в первом классе, не были для них стрессом и препятствием к успешной адаптации к школе. Мы приглашаем будущих первоклассников на занятия по подготовке к школе, которые в «Летиции» ведут опытные, высокопрофессиональные психологи, педагоги, учителя начальной школы, находящие индивидуальный подход к каждому ученику!