И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

На протяжении всей своей жизни человек переживает немало кризисов – переломных моментов, которые необходимы, чтобы выйти на следующий уровень развития. Один из таких напряженных периодов – переходный возраст, важный отрезок жизни с 10 до 16 лет. Ребенок растет, меняется его тело, организм, психика. Одновременно трансформируются установки, модели поведения, мировоззрение, восприятие окружающей действительности и отношение к людям. Глобальные перестройки не проходят бесследно – подросток переживает сильнейший стресс, эмоционально нестабилен, очень чувствителен, уязвим. Поэтому он остро реагирует на все и пытается инстинктивно защищаться, что нередко принимает разрушительные формы подростковой агрессии. Этим термином обозначают деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам, существующим в социуме, и может быть направлено как наружу – во внешний мир, на окружающих подростка людей, так и вовнутрь – на себя самого. При нестабильных и неблагоприятных условиях, при малейшем раздражении подросток реагирует агрессивными и, зачастую, разрушающими выпадами. Из таких неблагоприятных условий и возникают различные виды подростковой агрессии.


Виды подростковой агрессии:

  1. Явная или открытая агрессия
    Этот вид определяется как вид агрессии, где подросток направляет свои агрессивные формы поведения на внешние объекты, людей, предметы. Это проявляется в вандализме, в драках, в унижениях и «обзывательствах». Также может проявляться как протестующее поведение.
  2. Скрытая форма или аутоагрессия
    Тут всё абсолютно наоборот в плане направленности. Данный вид агрессии проявляется в том, что подросток направляет свою злость против себя. Это вызывается чувством вины, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неудачами, максимализмом. Подросток начинает себя ненавидеть и презирать, что ещё больше усиливает в нём замкнутость и агрессию, идущую на себя. Эмоции накапливаются внутри подростка, что может вызвать сильный реактивный внешний взрыв, который поведёт за собой плохие последствия. Аутоагрессия может вызывать депрессии, тревожные состоянии, фобии, неврозы, панические атаки, нервные срывы. В тяжёлых формах может привести к суициду.

 

Причины повышенной агрессивности в переходном возрасте могут быть разные:
Семейные причины агрессивного поведения подростков:

  • безразличное отношение к ребенку;
  • недостаток любви, внимания и заботы родителей;
  • ревность;
  • чрезмерный контроль и опека;
  • безучастность к жизни подростка;
  • отсутствие эмоциональной связи;
  • унижение и оскорбление;
  • подавление эмоций ребенка и любых проявлений самостоятельности;
  • насилие в семье.

 

Личностные причины:

  • неуверенность в себе;
  • чувство вины;
  • страх
  • обидчивость
  • чувство одиночества.

 

Биологические причины:

  • юношеский максимализм (в подростковом возрасте ребенок отчаянно ищет себя, его ценности и установки меняются очень быстро, а восприятие окружающего имеет две оценки — либо плохо, либо хорошо; имеют место крайности в каких-либо требованиях и во взглядах (когда или всё, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему — миру, жизни, людям), поэтому вовремя не скорректированная родителями новая модель поведения ребенка может обернуться протестом);
  • половое взросление.

 

Ситуативные причины:

  • переутомление как результат физической и умственной нагрузки;
  • болезнь;
  • неприятные ситуации в семье;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми.

 

Агрессивность ребенка в основном находит выход в семье. Но нередко она направлена на других людей, одноклассников, друзей, учителей. Для подбора способа решения проблемы, нужно сначала узнать корень агрессии, ведь каждый подросток индивидуален и он может злиться и испытывать негативные эмоции абсолютно по разным значимым причинам. Во многом от отношения родителей зависит степень агрессивных проявлений со стороны подростка. Есть определенные рекомендации родителям, для того, чтобы побороть агрессивные формы поведения у подростка.

 

Что стоит делать родителям (рекомендации):

  1. Постараться выяснить причину агрессивного поведения. Даже если бурную реакцию вызвала какая-то мелочь, нельзя убеждать подростка, что это ерунда. Для ребёнка этот «пустяк» может быть очень значимым, это нужно понять и показать ему свое «небезразличие».
  2. Разговаривать с подростками на равных. Нужно построить с ними адекватное общение. Подростки - это уже не те дети, которые были раньше. "Чувство взрослости" требует взрослого общения. Держать слово и, если вдруг что-то идет не так, объяснять, почему не получилось выполнить обещанное. Доступно объяснить, чем может быть чревато плохое поведение, какими неприятными для всех могут быть последствия.
  3. Проявлять терпимость к агрессивным выходкам, но при этом не терпеть хамства в свой адрес. Спокойно объяснять, что резкий тон огорчает, грубые выражения расстраивают и обижают.
  4. Реагировать на негативное поведение подростка менее эмоционально, терпимо и спокойно. Лучшим вариантом будет показывать своим примером, что каждый конфликт можно решить без агрессии.
  5. Учить подростка распознавать и справляться со своими эмоциями. Взрослый человек всегда может предложить альтернативные способы устранения отрицательных эмоций.
  6. Выработать оптимальный стиль воспитания – принимающий, а не авторитарный или попустительский. Важно учитывать мнение, желания ребенка при принятии окончательных решений. Определенные запреты обязательны, но при этом они должны быть понятны подростку. Нужно поддерживать уверенность подростка в том, что он всегда будет понят, его чувства, эмоции примут, помогут в сложной ситуации.
  7. Направлять энергию ребенка в другое русло. В этом могут помочь занятия спортом, творческая деятельность, хобби. Такие действия преобразуют агрессивность в нормальные формы социального поведения. Личные достижения, победы избавят подростка от недовольства собой, внутреннего дискомфорта – первопричин агрессии.
  8. Давать возможность подростку проявлять инициативу. Подросток нуждается в самовыражении и самостоятельности. Это один из важных аспектов подросткового возраста, поэтому это очень важно. Речь не об абсолютной вседозволенности, а именно о том, чтобы учитывать мнение подростка, прислушиваться к нему, давать советы, а не приказы, позволяя ему принимать самостоятельные решения.
  9. Проявлять терпимость к агрессивным выпадам. Подросток провоцирует родителей своим поведением, он старается добиться своего за счёт вашего состояния. Терпение поможет погасить агрессию, оно не даст нового стимула для разжигания конфликта. Если отвечать на агрессию агрессией, то вряд ли можно добиться рационального решения, скорее наоборот можно лишь бесконечно подливать масло в огонь и поддаваться эмоциям. Тем более, дав возможность рассудительно подойти к обсуждению волнений подростка, родитель показывает ему, что решить можно всё спокойно и без агрессии. Важно также избегать проявлений, которые способствуют усилению накала страстей, эмоций – не допускать сарказма, насмешек, физических наказаний и демонстрации своей власти при общении с ребенком.
  10. Стараться стать другом. Подростки зачастую проявляют холодность, скрывая свои реальные эмоциональные переживания, и родители ошибочно думают, что детям они безразличны. Важно быть искренними, открытыми, добрыми для них. Отсутствие внимание приводит к отдалённости от детей. Для сближения можно придумать совместное занятие, которое будет приносить удовольствие и станет отличным поводом сблизиться, надо чаще общаться и искренне разговаривать с подростками об их делах, проблемах.

 

Единого решения проблемы подростковой агрессии не существует, к каждому подростку нужно найти свой индивидуальный подход. Прежде всего, важно определить, что могло стать причиной возникновения агрессивного поведения у подростка. После этого, можно уже понять, что стоит поменять в окружении и воспитании подростка. Подросток стремится быстрее повзрослеть, но эмоционально остается ребенком. Поэтому родителям в этот период особенно важно соблюдать тонкую грань: относиться к подростку как к взрослому, но и не забывать проявлять чувства, заботу, ласку и внимание.

 

Для подростка, который чувствует себя полноценным и равноправным членом семьи и общества в целом, любимым, нужным, способным, уверенным в себе, агрессивные формы поведения будут недопустимыми. Подростковое агрессивное поведение — это показатель неблагополучия в какой-либо из сфер жизни подростка. Если не получается самостоятельно справиться с проявлениями агрессии, лучше обратиться к специалисту.


В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают высокопрофессиональные специалисты – психологи, психотерапевты, способные оказать действенную и адекватную психологическую помощь в трудных для вас жизненных ситуациях. Работа с агрессией у детей и подростков, безусловно, входит в круг их профессиональной компетенции. На наших развивающих психологических занятиях психологи, педагоги также активно и успешно работают с проблемой агрессии у детей. Приходите на занятия и консультации в наш детский развивающий центр «Летиция»! Мы всегда готовы и рады вам помочь!