И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Воспитание эмпатии, умения сочувствовать, способности понимать проблемы и эмоции окружающих людей, развитие эмоционального интеллекта – важнейшие составляющие психологического воспитания детей.

Эмпатия — это способность узнавать, понимать чувства других людей и сопереживать им. Выделяют три ее вида:

  • когнитивная эмпатия — восприятие чувств других людей происходит осмысленно, с помощью обращения к примерам, аналогиям, проведения параллелей.
  • эмоциональная эмпатия — при таком виде эмпатии человек сопереживает другому и распознаёт его эмоции, основываясь на проекции его чувств на себя и обращению к собственному опыту.
  • действенная эмпатия — характеризуется не только сопереживанием, но и активным содействием, помощью другому человеку.

Эмпатия — не врождённая способность. Её основы должны закладываться в раннем возрасте.

 

Почему важно учить ребёнка эмпатии?

Научить ребенка эмпатии очень важно. При развитой эмпатии у детей повышается чувствительность к другому человеку и мотивам его поведения. Развитие эмпатии оказывает благоприятное воздействие на взаимодействие детей с окружающим миром, способствует развитию коммуникативных навыков, снижает вероятность отклонений от общепринятых норм поведения, повышая чуткость восприятия происходящего вокруг. Высокоразвитая способность распознавать чувства и эмоции других людей помогает избежать обмана, устанавливать социальные контакты, способствует развитию навыков общения, улучшает взаимодействие с окружающими и их понимание. В более зрелом возрасте люди, которые обладают высокоразвитыми навыками эмпатии и распознавания эмоций других людей, добиваются более высоких показателей в работе, особенно связанной с контактами с людьми. Очень важны эти качества для людей сферы продаж, закупок, социальных работников, руководителей.

Если выясняется, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать. Приведем здесь несколько рекомендаций для развития эмпатии.

 

Как развить эмпатию

 

1. Учите детей распознавать свои и чужие эмоции

Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни ребенка. Взрослым нужно проявлять свои эмоции и называть их при этом. Называя эмоции, взрослый помогает малышу осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя». Если говорить о собственных негативных эмоциях, важно использовать «я-высказывания»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Нельзя перекладывать ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».


Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком. Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого. Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что...», «Ты расстроился из-за...», «Тебя обидело то-то и то-то...».


Дальше ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка о его чувствах.


После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?». Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение. Приводите пример на основе увиденного. Например, на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Мальчик упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.


2. Будьте для детей примером

Растущему ребенку очень важно иметь образец для подражания. В период раннего и дошкольного возраста это происходит неосознанно, ребенок активно копирует действия родителей. Если ребенок будет иметь перед глазами живой пример человечного отношения к нему самому и окружающим, он и сам будет так относиться к другим. Проявляйте сочувствие по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это. Нельзя подшучивать над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — это тоже возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.


3. Учите детей подкреплять сопереживание действиями

Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо, он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу — «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку, и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы поможете ему развить способности к сопереживанию. В случае если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.


4. Расширяйте круг общения ребенка

Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится общаться с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.

Что касается занятий, способствующих развитию эмпатии, уместны любые занятия, где есть примеры взаимодействия и отношений между участниками. Это сюжетно-ролевые игры, художественная литература, кино, да и просто качественное живое общение. Все это помогает учиться проявлять участие, доброту, сочувствие. В процессе таких игр разыгрываются различные сценарии, сюжеты. Ребенок может придумать сюжет по аналогии с реальной жизнью, проигрывать различные бытовые ситуации. Играя с мягкими игрушками или с куклой, ребенок, так или иначе, примеряет на себя различные социальные роли, пробует, как это — заботиться о ком-то, помогать, ругаться, а потом мириться (игры в дочки-матери, больницу, магазин и т.д.). Еще лучше, если малыш играет в компании с кем-то - так появляется больше вариантов сюжетов и ролей, а игра постепенно становится более сложной и интересной. Играя, дети учатся вести себя как взрослые, усваивают новые способы взаимодействия, что, в норме, практически невозможно без участия эмоций.

Если говорить о литературе, здесь перед ребенком открывается невероятное количество сюжетных линий, персонажей с уникальным характером, разнообразие культур, которые могут отличаться от привычной для ребенка среды. Это все обогащает мировосприятие, воображение, эмоциональную сферу. Читая вместе, вы можете останавливаться на моментах, где происходит взаимодействие персонажей, и обращать внимание ребенка на нюансы отношений. Можно задавать наводящие вопросы: "Как ты думаешь, что почувствовал главный герой, когда узнал о...?", "Какое чувство подтолкнуло его на такой-то поступок?" и так далее. Если ребенок читает самостоятельно, но делится с вами впечатлениями, можете выделить отдельное время для обсуждения эмоций и мыслей, которые возникли у него в процессе чтения. Читает ли ребенок сам, или же вы читаете вместе, книги — это всегда богатая информационная среда. Отождествляясь с персонажами, дети открывают для себя совершенно новые переживания. Проживая вместе с героями их истории, ребенок расширяет свой эмоциональный спектр, обогащается новым эмоциональным опытом. Выбирая качественное кино, можно добиться схожего эффекта. Однако, как и с книгами, важно подбирать тему так, чтобы ребенку было комфортно психологически. Для детского просмотра подойдут фантастика, фэнтези, приключенческие, семейные фильмы и не слишком тяжелые драмы.


Родителям, интересующимся, как учить детей сопереживанию, помимо книг и кинофильмов пригодятся игры. Играть можно как в паре взрослый — ребёнок, так и пригласить других взрослых и детей к играм.

 

Игры для развития эмпатии

«Обезьяна и зеркало»
Ребёнок и взрослый садятся друг напротив друга. Один становится «зеркалом», а второй — «обезьянкой». Задача обезьянки показать определенные эмоции, а задача зеркала — как можно точнее повторить мимику обезьянки. После этого участники меняются ролями. В этой игре ребёнок учится распознавать мимические проявления той или иной эмоции, а также выражать их.

 

«Угадай чувство»
Участники игры по очереди изображают то или иное чувство. Второй участник должен угадать, какое именно чувство было изображено. Для детей постарше можно написать названия задания — названия эмоций — на карточках. Участники постоянно меняются ролями.

 

«Телефон»
Участники игры звонят по воображаемому или игрушечному телефону. Участник имитирует разговор с кем-либо, не называя его. Задача второго игрока — понять, с кем говорит первый (мама, бабушка, дочка, сестра и др.). Участники меняются ролями после каждого «разговора».

 

«Подарок другу»
Один участник игры дарит «подарок» второму. При этом жестами, эмоциями, мимикой требуется передать своё отношение к имениннику. Задача «одариваемого» — понять, какие именно эмоции показывает «даритель».

 

«Эмоции героев»
Взрослый читает ребёнку сказку. Заранее нужно подготовить карточки с изображёнными на них эмоциями. В процессе чтения ребенок выкладывает карточки, по его мнению, характеризующие состояние героя. После сказки взрослый обсуждает с ребёнком его выбор. В этой игре сказка должна быть небольшой и красочно описывающей эмоции.

 

«Что изменилось»
Во время этой игры ребёнок учится чувствовать разницу в общении. Цель: заметить различия в ощущениях от общения в зависимости от позиции. Взрослый и ребёнок садятся друг напротив друга, лицом к лицу. Начинают разговор о чём-либо интересном им обоим. Примерные темы разговора: моё любимое животное, мой самый радостный день в прошлом месяце, мой самый лучший друг и пр. Сначала разговор идёт лицом к лицу, затем пара меняет положение — ребёнок сидит на стуле — взрослый стоит, затем ребёнок стоит, а взрослый сидит на стуле перед ним, после этого ребёнок и взрослый садятся спиной друг к другу. Всё это время они продолжают говорить. Можно поставить таймер на каждую позицию — например, по 2-3 минуты (чтобы ребёнок не устал).

После игры происходит обсуждение, что изменилось в ощущениях в зависимости от позиции ребёнка и взрослого. Ребёнок рассказывает, что ему понравилось, а что нет.

 

«Передача чувств»
Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.


Все эти рекомендации родители, конечно, могут выполнять и сами. Но процесс развития эмпатии станет значительно более эффективным, если ребенок будет посещать психологические развивающие занятия, на которых специалисты-психологи уделяют большое внимание развитию эмоционального интеллекта, способности понимать окружающих, сопереживать как своим ровесникам, так и героям различных историй, сказок, с которыми педагог знакомит детей на своих занятиях. Дети на таких занятиях с удовольствием выполняют специальные психологические упражнения, способствующие развитию эмпатии. Приходите на психологические развивающие занятия в наш детский центр «Летиция», где опытные психологи помогут вам поскорее почувствовать ответную любовь, понимание и заботу вашего ребенка о вас, родных и близких ему людях, друзьях!