И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Подростковый возраст сам по себе является трудным. И практически все дети, относящиеся к этому возрасту, в той или иной степени являются «трудными». Однако здесь есть и особая «трудность» - это асоциальное поведение некоторых подростков. И вот подростки с таким поведением являются действительно подлинно «трудными» подростками, адекватное взаимодействие с которыми возможно уже только с помощью специалистов психологов и педагогов.

С точки зрения психологии «трудных» подростков можно разделить на шесть типов. Чтобы выявить, к какому из них относится конкретная личность, конкретный подросток необходимо провести наблюдения и, конечно, по возможности прибегнуть к помощи психолога.

 

Классификация типов личности «трудных» детей Г.И. Мазурова

  1. Возбудимый тип личности
    Это человек, стремящийся к лидерству, ради чего он проявляет активность в коллективе. Может нагрубить учителю, нарушить прямое распоряжение и т.п. Последствия поступков прогнозирует плохо, но, сообразив, что «зарвался», дает обещание исправиться и некоторое время ведет себя хорошо, однако вскоре принимается за свое.

    Способы взаимодействия
    Волевое, твердое обращение: такие дети признают силу.
    Общественно полезный труд, требующий внимания, усилий, планомерности, но при этом по возможности связанный с интересами ребенка: подготовить обзор спортивных новостей, сбор информации о каком-либо техническом новшестве.
    Поощрения, похвала, интересные для подростка бонусы.
    Угроза административного воздействия и наказания.

  2. Неуправляемый тип личности
    Импульсивен и крайне конфликтен. Он постоянно создает вокруг себя нервную среду, ссорится и проявляет грубость и агрессивность. Готов выполнить любое поручение лидера «отрицательной» группы, но сам лидером не является из-за полной непредсказуемости своего поведения и неспособности следовать правилам любой (хоть школьной, хоть «блатной») среды. Нерасчетлив и неспособен прогнозировать. Он просто хочет доминировать и ни перед чем не останавливается ради этого.

    Способы взаимодействия
    Поручение работ, требующих применения физической силы, по возможности также трудоемких.
    Внимательное наблюдение, отсечение возможности общения с другими «трудными», создание ощущения неотвратимости наказания за нарушение дисциплины.

  3. Упорный тип личности
    Очень честолюбив и готов ради лидерства на многое. Мстительный и злопамятный. Обладает авторитетом и организаторскими способностями; его взгляды конкретны и определенны, считает, что «есть два мнения: мое и неправильное». Своих взглядов придерживается строго и последовательно, считает сверхценностью самого себя и свой авторитет. С несогласными расправляется жестоко, приветствует ценности криминального мира. Ответственности почти всегда избегает, переложив ее на других членов группы.

    Способы взаимодействия
    При проблесках «положительной» направленности сразу же привлекать к руководящей работе на благо общества. Четко ставить перед выбором: или хорошо учишься и не нарушаешь дисциплину, или будет жесткое пресечение с наказанием.

  4. Активный тип личности
    Похож на упорный, но менее разборчив в своей активности. Охотно берется за любые дела, но до конца редко что-то доводит. Может быть лидером «отрицательной» группы, но согласен и на роль активного ее члена: он стремится не к лидерству как таковому, а к активности.

    Способы взаимодействия
    Давать разовые поручения, требующие быстрой смены деятельности, проявления инициативы.
    «Приучать» к правильному стилю поведения с помощью повторяющихся действий.
    Действенны угрозы наказания, но не очень «суровые».
    Целесообразно поощрение за выполнение какой-либо работы целиком, за значительные достижения и т.д.

  5. Демонстративный тип личности
    Это прекрасный актер и лжец. Его цель — любой ценой оказаться в центре внимания. Придуманные им истории невозможно отличить от правды, а симуляция какого-либо заболевания может быть столь искусна, что ошибаются даже врачи. Он постоянно нарушает дисциплину и не способен продумать общую линию поведения. Из-за этого часто получает нарекания и от «отрицательной» группы, и от учителей.

    Способы взаимодействия
    Привлекать к работе художественной самодеятельности.
    За каждое достижение поощрять публично грамотами, занесением на Доску почета и т.п.
    Действенна угроза общественного порицания за какой-то поступок.
    Целесообразен внимательный контроль с целью предотвратить опасные поступки, если подросток все же попал в «отвергаемые».

  6. Безвольный тип личности
    У него проблемы с волевой сферой; он ленив, инертен и не испытывает интереса практически ни к каким видам деятельности. Такой подросток нередко попадает под влияние «отрицательной» группы и выполняет мелкие поручения, никогда не выступая ни лидером, ни инициатором какой-либо проделки.

    Способы взаимодействия
    Вовлекать и даже загружать общественно полезной деятельностью.
    Контролировать, не допуская общения с «трудными», а создавать ситуации необходимости общения с хорошими ребятами.
    Поощрять публично благодарностью за достижения.
    Целенаправленно вырабатывать навыки хорошего поведения.

 

Работа с «трудными» подростками должна включать в себя четыре этапа: диагностику, планирование работы, организацию и координацию усилий родителей, специалистов школы (учителей, психологов, социальных педагогов) и различных организаций (культурных, спортивных и т.п.). Психолого-педагогическая работа с «трудными» детьми всегда должна носить комплексный характер. Весьма полезной является и индивидуальная помощь подростку со стороны хорошо знающего его психолога. Как только подросток проявляет первые признаки асоциального поведения, родители должны незамедлительно начать взаимодействовать с педагогами и психологами в школе, колледже. Целесообразным будет обратиться и к «внешнему» по отношению к школе, где учится подросток, опытному психологу. В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» есть прекрасные специалисты психологи, которые с одной стороны могут быть «внешними» по отношению к учебной деятельности подростка и его общению, а с другой стороны иметь информацию от школьных психологов и педагогов об особенностях поведения и личности конкретного «трудного» подростка. Это дает возможность более объективно и комплексно подойти к проблеме «трудности» этого подростка и выработать наиболее адекватные и эффективные способы взаимодействия с ним. Если у вас есть проблемы с «трудностью» ваших детей любого возраста, звоните, записывайтесь и приходите на консультации психологов в наш центр «Летиция» при Комплексе Школа № 45 имени Л.И. Мильграма.