И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

В наше время как никогда остро стоит вопрос о нагрузках в школе. Учебная нагрузка – это количество часов, необходимое для усвоения учебной программы, по которой учатся школьники. Нагрузка обучающихся должна учитывать физиологические особенности детского организма. Расписание в школе составляется по СанПиНу 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебные нагрузки по четвертям чаще всего распределяются следующим образом:

  • нагрузка первоклассника в первой четверти — три урока в день, начиная со второй четверти — четыре – пять уроков за счёт физкультуры (домашние задания носят рекомендательный характер, оценки не выставляются, в середине третьей четверти выделяется дополнительная неделя каникул);
  • нагрузка со второго класса возрастает до 23 или 26 часов в неделю в течение каждой четверти.

Обычно младшие школьники изучают: русский язык, чтение, математику, окружающий мир, ИЗО, музыку, физическую культуру, технологию, иностранный язык (со 2 класса). В зависимости от региона в программу может входить также краеведение, родной язык и другие предметы, обязательные к изучению в конкретном регионе. Это ещё плюс 2–3 часа к недельной нагрузке. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших псхихофизиологических затратах организма. Поэтому, в расписании уроков для обучающихся 1-й ступени, основные предметы желательно проводить на 2-3 уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступеней – на 2-4 уроках.

 


Внеурочная деятельность в начальной школе

Внеурочная деятельность входит в образовательную нагрузку. Нагрузка на школьников зачастую бывает выше, чем на взрослых. Кроме занятий и домашней работы в школе, у многих ещё репетиторы, курсы и кружки. А у кого-то — спортивные секции, музыкальная или художественная школа. Разбираемся, как рассчитать оптимальную нагрузку на ребёнка и за счёт чего её можно снизить. В начальной школе она не должна превышать 10 часов в неделю вне зависимости от класса и продолжительности учебной недели.

Рекомендации по организации дополнительных занятий для детей тоже есть в СанПиН 1.2.3685-21. Так, например:

  • При выборе деятельности лучше сочетать разные виды: один кружок спортивный, другой — интеллектуальный.
  • Между занятиями в школе и дополнительными занятиями рекомендуют перерыв.
  • Начало занятий — не ранее 8 часов. Окончание для детей 7–15 лет — не позднее 20 часов, для детей младше 7 лет — не позднее 19:30.
  • Продолжительность занятия — не более 1,5 часа в будни и до 3 часов на каникулах и в выходные.

Роспотребнадзор рекомендует посещать не более 2–3 занятий одного кружка в неделю, то есть предельная загрузка — 6 дней в неделю. Хотя бы один день нужно оставить выходным и отдохнуть от всех занятий. В школах искусств нагрузка выше, чем в обычных детских объединениях. Например, в музыкальной школе дети занимаются 10–14 часов в неделю, то есть если ребёнок учится музыке, то водить его еще на карате и рисование — значит, уже перегружать его.
Конечно, помимо рекомендаций Роспотребнадзора, всегда стоит отталкиваться еще и от индивидуальных особенностей ребёнка. Кто-то из детей может хорошо успевать в школе, быть задействован в трёх секциях, и при этом у него будет оставаться свободное время, и он будет чувствовать себя отлично. Другой же ребёнок может уставать даже после одной обычной школы. Однако, и тот, и другой случаи находятся в пределах нормы.

 

Как понять, что ребёнок перегружен?

Как бы идеально мы ни составили расписание, реальность внесёт свои коррективы. До кружка или школы часто приходится тратить время ещё и на дорогу, а вместо прогулок дети предпочитают гаджеты. Чем же опасна повышенная загруженность ребёнка?

Повышенные учебные и внеучебные нагрузки, нарушение режима сна и отдыха, малоподвижный образ жизни неизбежно приводят к:

  • синдрому хронической усталости;
  • психическому истощению;
  • потере мотивации к учебной деятельности;
  • появлению хронических заболеваний.

Чрезмерные учебные нагрузки действительно опасны для здоровья ребёнка, поэтому важно не пропустить первые «сигналы» мозга о переутомлении. Чтобы предупредить переутомление, важно следить за состоянием ребёнка.

О том, что ребёнок не справляется со школьными нагрузками, свидетельствуют следующие признаки:

  • жалобы на плохое самочувствие, головные боли, отсутствие аппетита;
  • бледность, вялость;
  • проблемы со сном (ночью долго не может уснуть, а утром – проснуться, весь день ходит сонным);
  • повышение раздражительности, перепады настроения;
  • снижение успеваемости и интереса к учебе;
  • дрожание рук, глазные тики, навязчивые движения;
  • снижение концентрации внимания.

Эти проявления говорят о физической и психической перегрузке. Что же могут в данной ситуации сделать родители?

Двигательная активность
Бич нашего времени – малоподвижный образ жизни. В первую очередь, у школьников. Большую часть дня они проводят за партами, дома делают домашние задания, а остальное время проводят за гаджетами. Даже наличие уроков физической культуры не особо спасает положение. От умственного переутомления поможет любая двигательная активность: длительные прогулки, плавание, карате, футбол – выбирайте то, что подходит именно вашему ребенку и вам.

Соблюдение правильного режима дня
Полноценное и своевременное питание, регулярные прогулки и около 10 часов крепкого сна каждый день необходимы ребенку для того, чтобы не случилось эмоционального выгорания.

Отсутствие зацикленности на оценках
Ребёнок должен понимать, что плохая оценка в дневнике не означает плохую оценку его как личности. Школа даёт базовые знания, а главная задача – правильно их применить в дальнейшем. Традиционная ошибка многих родителей: спрашивать в первую очередь про оценки. Лучше чаще интересоваться не только оценками, но и психологическим благополучием ребёнка: что его радует в школьной жизни, а что огорчает, нет ли у него конфликтов с одноклассниками или проблем во взаимоотношениях с учителями.

Акцент на реальные возможности и склонности ребёнка
Если ребенок тяготеет к изучению русского языка и литературы, то лучше отдать его в гуманитарный класс, если к точным наукам – в математический. Если он больше интересуется спортом или музыкой, то не стоит настаивать на рисовании или математическом кружке.

Правильная организация выполнения домашних заданий
Домашние задания – это сфера ответственности самого ребёнка, а не родителей. Он может попросить помощи, но делать за него уроки не нужно. Задача родителей – следить за тем, чтобы ребёнок делал перерывы и не засиживался допоздна за учебниками и тетрадями.

Ограничение времени использование гаджетов
Современный мир перегружен информацией. Мы получаем её отовсюду: из Интернета, телевидения, социальных сетей. И не всегда эта информация полезна для нас, а особенно для ребёнка. Детский мозг как губка впитывает в себя всё, что подаётся с экранов. Поэтому стоит ограничить пользование гаджетами, особенно вечером, чтобы ребёнок смог выспаться перед предстоящим учебным днем. Также полезным и для детей, и для родителей будет нахождение в состоянии информационного вакуума: без телефонов, смартфонов и Интернета. Это, например, может быть долгая прогулка или поездка на дачу.


Обычно легче справляются со школьными нагрузками те дети, чья жизнь насыщена разнообразными событиями и не ограничивается одной лишь школой. Ведь, прежде всего, важны не оценки в дневнике, а здоровье и психологическое благополучие ребёнка.


Родители, а тем более дети, не всегда сами могут точно определить, к чему именно у ребенка есть способности и склонности. Безусловно, в младшей школе при выборе дополнительных занятий для ребенка, нужно, прежде всего, прислушиваться к нему самому и учитывать именно его интерес к каким- либо занятиям (помня, однако, о правиле подбора занятий - из разных видов деятельности, например, спортивный и художественный или интеллектуальный кружок). В младшем школьном возрасте ребенок для своего оптимального развития должен попробовать как можно больше разных кружков, секций, занятий. Это, с одной стороны, разовьет у него различные способности, подготовит почву для будущих уже более серьезных и углубленных занятий и знаний, а с другой стороны – поможет ребенку понять, к чему же у него больше всего склонностей и интереса.


А вот уже, начиная с 13-14 лет, можно пройти профдиагностику, обратившись к психологу, который поможет определиться, к какому виду деятельности больше всего расположен подросток, чем ему лучше всего дополнительно заниматься, в какой профессии в будущем он сможет состояться и быть наиболее успешными, насколько выбранная им профессиональная сфера соответствует всей совокупности его индивидуально-личностных особенностей.


В нашем детском развивающем центре «Летиция» дети и их родители могут пройти глубинную психологическую диагностику и получить исчерпывающие консультации опытных психологов по вопросам выбора дополнительных занятий и, в конечном счете, будущей профессии.